английская версия на главную Версия для слабовидящих

Первое десятилетие пройдено… Что дальше?

Архипова Ирина Владимировна,
зам. директора ГУК ЧОЮБ

 

Урок будущего заключается в осмыслении прошедшего.

         Анри Реньо-Варен, французский художник XIX века

 

 

Название нашей секции – «Разнообразие подходов к библиотечному обслуживанию молодежи, или Мы в большом мире» звучит как аллюзия к ЕГЭ «Россия в мире», который планируется ввести в качестве обязательного по новому образовательному стандарту.

Аллюзия хоть и случайная, но оправданная. Вновь наступил период, когда библиотеки должны найти свою нишу в меняющемся мире.

 

Каким образом? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, ответим на другой.

Какими знаковыми событиями было отмечено для нас первое десятилетие нового века?

 

В начале нулевых в Челябинской области прошли две российского уровня конференции: «Молодой человек в информационном пространстве: культурный модус личности» (2001 г.) и «Чтение юношества как духовный ресурс региональной культуры» (2003 г.), организованные юношеской библиотекой. В первом случае область заявила о себе как регионе, осознающем перспективность информатизации библиотек, во втором – библиотека одна из первых в области заговорила о важности организации юношеского чтения. Это был период, когда в России повсеместно создавались Центры чтения.

 

К этому времени относится проведение совместно с ЧГАКИ исследования «Информационные запросы молодежи», в котором принимали участие библиотеки Челябинска, Златоуста и Копейска. Была выявлена картина потребностей молодых пользователей, их представление о современной библиотеке. Полученная информация позволила правильно выстроить работу библиотек.

 

До 2008 г. наблюдался неуклонный рост количественных показателей: читальные залы не вмещали всех желающих, на абонементах выстраивались очереди. Анализ статистических цифр показывал высокий процент читателей юношеского возраста от общего числа посетителей муниципальных библиотек. В среднем по области – 30%, в некоторых территориях – до 60% и выше. Самые высокие показатели были в городах – Магнитогорск, Челябинск и др., в большинстве из них сегодня мы фиксируем снижение числа пользователей юношеского возраста.

 

Начало века характеризовалось появлением большого количества коммерческих вузов, учебный процесс в которых не обеспечивался книгой. Их студенты становились нашими читателями. Муниципальные библиотеки (да и областные), обладая в тот период тоже скромными ресурсами, если не сказать больше, все же могли удовлетворять читательский спрос: в одних случаях за счет периодики, в других – путем создания фондов читательской инициативы (Чебаркульский район), платных абонементов (Копейск). В первой половине десятилетия не получил широкого распространения Интернет, доступность к нему была ограничена для большинства людей, особенно молодых.

Библиотеки в этот период были чрезвычайно востребованы, в первую очередь, молодежью.

Не требовалось прилагать особых усилий для привлечения читателей: они сами находили нас.

 

Во второй половине десятилетия ситуация изменилась: с одной стороны, начался демографический спад, с другой – молодежь стала «уходить» в Интернет. Получает развитие электронная книга, библиотеки создают коллекции на CD и DVD, но вступает в силу 4 часть ГК РФ, касающаяся интеллектуальной собственности, которая ограничивает пользование электронными изданиями в стенах библиотеки (впрочем, не только электронными, но и аудио, и видео).

Сейчас библиотекам приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранить читателей и привлекать новых.

Есть ли резервы для привлечения молодежи в библиотеку? Несколько лет назад, имея цифры в руках, мы уверенно могли говорить: «Есть!».

По данным прежней переписи, население Челябинской области в возрасте от 15 до 24 лет составляло 603833, из них пользователями муниципальных библиотек региона являлись 313411 человек, что составляло 52% (охват библиотечным обслуживанием юношества муниципальными библиотеками) в тот период. Резерв привлечения в библиотеки новых молодых пользователей был достаточно велик.

К сожалению, результаты переписи населения 2010 г. будут опубликованы только в следующем году, и тогда можно будет точно ответить на этот вопрос. Вероятно, в своих территориях вам проще получить такую информацию, не дожидаясь официальной статистики.

 

Однако вернемся к отличительным особенностям первого десятилетия. Ими стали ежегодные областные молодежные конференции и творческие конкурсы, которые, безусловно, сыграли определенную роль в интеллектуальном и творческом развитии молодежи региона. За 10 лет их состоялось почти два десятка, в них приняли участие около двух с половиной тысяч молодых людей.

 

Цифра, на наш взгляд, впечатляющая, но дело не только в количестве участников. Важно и другое. Например, конкурс «История моей семьи в истории родного края» дал обширный материал для профессиональной рефлексии историкам-краеведам. По мнению кандидата исторических наук, преподавателя ЧГПУ Галины Константиновны Павленко, члена жюри конкурса, творческие работы участников могли бы лечь в основу книги по истории Южного Урала.

 

Некоторым нашим конкурсантам мы дали, образно говоря, «путевку в жизнь». Например, Анастасия Богдашкина из г. Коркино, победительница литературно-поэтического конкурса «Пора любви и грусти нежной», в 2008 году стала финалисткой Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Иван Попов из г. Магнитогорска, победитель и призер творческих конкурсов «Пора любви и грусти нежной» и «От отчаяния к надежде», получил премию Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодёжи.

 

К участию в творческих конкурсах были привлечены и библиотекари. Конкурсы, организованные для коллег, - «Книга – это маленькая жизнь», «На лучший проект по популяризации официальных символов Челябинской области», «На лучшую муниципальную библиотеку по работе с молодежью» и др. (всего – 7) - стимулировали библиотечных специалистов к поиску новых интересных идей в работе с молодежью и дальнейшему их воплощению в деятельности библиотек.

 

В 2006 г. ЦБС Миасского городского округа, заняв первое место в региональном туре экологического конкурса, стала победителем Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку работы библиотек по экологическому просвещению населения.

 

Центральная библиотека Снежинска победила в номинации «Телепередачи» Всероссийского конкурса «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры» (2009 г.).

 

ЧОЮБ стала лауреатом конкурса инновационных проектов «Свершения и мечты молодых библиотекарей России» и дипломантом первого Всероссийского конкурса на «Лучший библиотечный проект по популяризации государственной символики в регионе».

Таким образом, можно сделать вывод: конкурсная форма взаимодействия с читателем и библиотекарем, на наш взгляд, достаточно эффективна и будет продолжена.

 

Ответом на вызовы времени стало создание межрегиональной Школы инноватики - совместный проект ЧГАКИ и областной юношеской библиотеки, целью которого является развитие и совершенствование инновационной деятельности библиотек, работающих с детьми и молодежью. Проект поддержан Министерством культуры Челябинской области. Соединение науки и практики, объединение библиотек разного ведомственного подчинения для решения проблемы приобщения к чтению юного поколения, уникальность представляемого опыта – все это привлекает внимание к Школе, на которую собирается большая аудитория библиотечных специалистов и не только Челябинской области. Успешно прошли Школы инноватики в Златоусте (первая) и Копейске. В октябре 2011 г. планируется третье занятие Школы в Магнитогорске. Продумывается новый формат его проведения.

 

Чем еще отличалось первое десятилетие нового века? По образному выражению М.В. Ивашиной (нашей коллеги из Екатеринбурга), «библиотека преодолевала свое ограниченное физическое пространство, создавая дружественное к библиотеке пространство за своими стенами – на улице, в сквере, в магазине, в автобусе» («Библиотечное дело», 2010, №23, с.15).

 

Флэш-мобы, фестивали книги и чтения, традиционные Дни знаний, Недели молодежной книги, вынесенные на площади и улицы, наполненные новым содержанием, создавали другой имидж библиотеке.

«Уметь устроить веселый «интеллектуальный балаган» и вдохнуть жизнь в книжное «мероприятие» - большое искусство, каким владеют только настоящие профессионалы» (Современная библиотека, 2009, №3, с. 40). Это о вас, уважаемые коллеги.

Кажется, что фантазия библиотекарей не знает границ, когда нужно придумать необычную, привлекательную для молодежи, форму мероприятия: «Ночное рандеву» (Сатка), видеомост (Снежинск), «Заражаем чтением: библиотечная почта» (Миасс), «Испанская вечеринка в ЧОЮБ» и др.

Надеемся, что каждый при этом задает себе вопрос: «Какова эффективность затраченных усилий?».

 

Продолжая разговор о важных событиях первого десятилетия, следует назвать переход с января 2006 г. на электронное обслуживание пользователей областной юношеской библиотеки, которая явилась пионером в этой деятельности среди общедоступных библиотек региона (и второй в России). Была использована технология штрихкодирования, в то время для нас самая доступная по стоимости. В настоящее время центральная библиотека Увельского муниципального района готовится к введению электронной книговыдачи.

 

Как развивалась в первое десятилетие сеть юношеских библиотечных структур?

На данный момент в муниципальных библиотеках области действует 20 специализированных структурных подразделений для обслуживания молодежи.

В начале десятилетия (2002 г.) юношеская библиотека Магнитогорска стала центром правовой и деловой информации под патронажем депутата Государственной Думы Павла Крашенинникова, что вот уже много лет является брендом библиотеки, которая носит теперь его имя.

Сеть юношеских филиалов пополнилась тремя библиотеками: в Сатке открылся Молодежный информационный центр, в Кусинском муниципальном районе на базе бывшей профсоюзной создали юношескую библиотеку, в Копейске появилась специализированная библиотека для детей и молодежи.

 

Для оптимизации (в хорошем смысле слова, поскольку оптимизация у всех ассоциируется с сокращением) работы муниципальных библиотек с молодежью необходимы:

  • решение одной из основных проблем – укрепление материально-технической базы библиотек (капитальный ремонт в юношеских библиотеках г. Аши и г. Кусы).
  • компьютерная модернизация и пополнение парка ПК, мультимедийное оборудование, обеспечение доступа в Интернет, а также обновление мебели и интерьеров (касается большинства библиотек).
  • комплектование актуальной литературой, периодическими изданиями, а также изданиями на электронных носителях.

Без решения этих проблем невозможно сделать современную библиотеку привлекательной для молодежи.

 

Качественному обслуживанию молодых пользователей, как нам кажется, может способствовать:

  • Расширение сети специализированных муниципальных библиотек для молодежи за счет перепрофилирования филиалов, которые могли бы стать площадкой для отработки инновационных технологий обслуживания этой категории пользователей.
  • Реализация идеи создания молодежных информационных интеллект-центров в городах области. Информационный интеллект-центр создается как библиотека (библиотека-филиал - структурное подразделение централизованной библиотечной системы), имеющая расширенные функциональные возможности и формы обслуживания молодежи.
  • Развитие в библиотеках on-line интернет-сервисов для расширения услуг и привлечения в библиотеку удаленных пользователей.

 

В конце первого десятилетия российские библиотеки начали активно осваивать виртуальное пространство с помощью сайтов, форумов, блогов, интернет-конференций.

 

Муниципальные библиотеки Челябинской области пока не достаточно активно развиваются в этом направлении по разным (объективным и субъективным) причинам. Между тем, мониторинг профессиональных библиотечных изданий и деятельности продвинутых библиотек дают возможность предположить, что за этим – будущее.

Журнал «Школьная библиотека» (2010, № 6-7, с. 26.) цитирует министра культуры Великобритании: «Библиотеки должны кардинально измениться, чтобы отвечать на запросы современных пользователей. Современные пользователи библиотечных услуг заметно изменились. Поэтому библиотекари должны быть готовы обслуживать посетителей on-line и с доставкой материалов на дом. Если библиотеки быстро не перестроятся и в полной мере не освоят стратегию работы с новыми технологиями, они рискуют стать такими же раритетами истории, как … печатная машинка».

Думается, что слова британского министра культуры для нас также актуальны.

 

Попытаемся все же ответить на вопрос: «Что дальше?».

 

Задачу библиотек, на наш взгляд, очень точно сформулировала наша коллега из Екатеринбурга М.В. Ивашина: «Современные библиотеки должны сделать отрасль, построенную на технологиях прошлых эпох, жизнеспособной в XXI в. Фактически надо создать концепцию библиотеки, книги и чтения применительно к новой эпохе» («Современная библиотека», 2009, № 3, с. 44).

 

Новая эпоха – это время цифровых технологий, экранной культуры, всеобщей интернетизации. Нашу жизнь определяют информационно-коммуникационные технологии (термин появился в 2001 г.), которые развиваются с фантастической скоростью. Не исключено, что эти технологии во многом определят дальнейшее развитие библиотек.

 

Контент-анализ профессиональных библиотечных изданий, сайтов и блогов позволил сформулировать основные позиции, которые, с нашей точки зрения, должны найти отражение в новой концепции библиотеки.


1. Для того чтобы изменения в библиотеке начались, необходимо изучение реальных потребностей пользователей.

 

Библиотека должна стать местом, где посетители могут получить то, что они хотят, а не то, что, по мнению библиотекарей, они должны хотеть от библиотеки. Эта мысль звучит во многих публикациях. Библиотека должна держать «нос по ветру», чутко улавливая потребности пользователей на информационном рынке и первыми заполнять эту нишу, предлагая соответствующую услугу.

Кто возразит словам директора РГДБ: «Самое главное – понять: что именно особенно необходимо сегодня нашим читателям, что для них особенно важно? Как меняются потребности и запросы, и что будет нужно завтра? Маркетинговая концепция работы библиотеки требует, чтобы все виды работы и услуг постоянно оценивались с точки зрения пользы и удобства для читателей».


2. Развитие дваНольных технологий в обслуживании пользователей.

 

Библиотека 2.0 появилась как ответ на распространение технологии Web 2.0, которую еще называют Интернетом с «человеческим лицом» (Я.Л. Шрайберг), а именно: появление чатов, блогов, социальных сетей, рекомендательных сервисов. При этом посетитель может не только общаться в реальном времени, не только пользоваться информацией, предоставленной кем-то, но и создавать собственный контент (тексты, картинки и т. п.) и комментировать контент, созданный другими. Самый простой пример: стать одним из авторов википедии может любой.

 


По мнению Я.Л. Шрайберга, Web 2.0 и последовавшие за этим инновации в библиотечно-инновационной практике относятся к важнейшим результатам прошедшего десятилетия и являются одним из маяков десятилетия наступающего («Библиотека в школе», 2010, № 23, с. 12).


Библиотеки уже стали использовать дваНольные технологии в своей работе: предлагать виртуальные услуги пользователям (заказ литературы через Интернет и доставка ее на дом), организовывать форумы по актуальным для молодежи темам, создавать библиотечные блоги (их уже 317), проводить виртуальные конференции и семинары (так называемые вебинары). Наконец, библиотеки регистрируются в социальных сетях (ЧОЮБ – в Fasebooke и Вконтакте – самых популярных на сегодняшний день) с той же целью – привлечения внимания молодежи к библиотеке, книге и чтению.


Блог «Как пройти в библиотеку» Свердловской областной библиотеки для детей и юношества» ежедневно посещают 250-300 пользователей.

Эта же библиотека создала свою группу Вконтакте. «В ней, - рассказывает М.В. Ивашина, - 133 участника и молодой руководитель-психолог, сумевший создать комфортную обстановку для общения и совместной деятельности, связанной с книгой, чтением, обсуждением молодежных проблем. Здесь выставлены 6 лучших видеороликов-победителей в конкурсе рекламы современной книги «Круг чтения от молодых» и организовано их обсуждение. Представлены результаты проекта «Новая классика!?», в котором читатели-тинейджеры 10 городов Свердловской области выбрали лучшие новые книги, достойные, по их мнению, войти в «новую классику» и подготовили их презентации в различных форматах. На их основе будет разработан электронный рекомендательный указатель, с которым можно будет ознакомиться в группе и на сайте библиотеки». («Современная библиотека», 2009, № 3, с. 40).

Вот такими могут быть результаты использования дваНольных технологий в библиотеке.

 

О распространенности этой технологии свидетельствуют, например, такие факты: тема очередной Летней школы молодых библиотекарей «Библиотека 2.0: ориентир на молодежь» и в Интернете организован блог «2:0 в пользу читателей».


3. Мы говорили о представлении библиотеки в виртуальном пространстве, установления здесь диалога с молодым пользователем, как еще одного шага в направлении изменений библиотеки.

Кроме того, в концепции библиотеки, применительно к новому времени, как нам кажется, должен быть раздел об организации ее внутреннего пространства, которое, в свою очередь, будет зависеть от того, какие структурные изменения произойдут в библиотеке, а они неизбежны.

Уже сейчас вместо традиционных читального зала и абонемента появляются отраслевые залы, в которых читателям на выбор предлагается: брать книгу домой или заниматься в библиотеке. В структуре библиотеки появляются залы досугого чтения, клубного общения, игр (всевозможные настольные игры, в которые можно играть в библиотеке или брать домой) и т.д.

В последнее время появилось новое понятие «Интеллектуальное библиотечное здание», которое обозначает, что современная библиотека – это, помимо технического оснащения, доступное учреждение с гибкой структурой и организацией обслуживания.  

Максимально свободный доступ к фонду – один из принципов современной библиотеки.

Кроме того, важно ответить для себя на вопрос: «Какие книги, журналы (другие издания, не обязательно печатные) должны быть в ней, чтобы читатели могли сказать: да, библиотека - это круто!??»

 

Минимум ограничений, увеличение предлагаемых услуг, в т.ч. интегрированных, которые пользователи не смогут получить больше нигде. Другой график работы - более удобный для пользователей. Все это - характеристика современной библиотеки.

 

4. Исходя из потребностей пользователей, должны создаваться клубы, другие объединения по интересам, чтобы библиотека становилась местом реального общения. Далеко не новая для библиотек форма взаимодействия с читателем, но приобретающая сегодня особую актуальность.


Привлечение молодежи к участию в деятельности библиотек – эта мысль звучит во многих публикациях. Молодежные читательские советы, волонтерское движение и т.д. позволят лучше учитывать потребности молодых.

 

Радует, что в Челябинской области развивается движение «Молодые в библиотечном деле». Объединения молодых библиотекарей действуют в Копейске, Магнитогорске, планируется – в Миассе. Для создания привлекательного образа библиотеки это важно.


5. В современной библиотеке особые требования к специалистам: без высокопрофессионального, творческого и позитивно мыслящего библиотекаря не будет востребованной библиотеки. Причем, ее сотрудниками могут являться люди других профессий - филологи, психологи, компьютерщики, юристы и т.д., способные оказать новые, разнообразные и качественные услуги.

 

Сама атмосфера в библиотеке способна привлекать молодых, если максимально учитываются их интересы, возможности, дефицит свободного времени и одновременно желание не отстать от самых успешных и «всезнающих».


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика