английская версия на главную Версия для слабовидящих

Елена Темникова Письма другу библиотекарю о моих читательских пристрастиях

 

Елена Темникова: О себе

 

Дата рождения – 17.12.1966

Место работы – библиотека-филиал № 5 «Исток» г. Златоуста  

Должность – библиотекарь читального зала

Образование – высшее (Челябинский государственный институт культуры)

Библиотечный стаж – 21 год (на 2007 г.)

Опыт работы:

1986 – библиотекарь читального зала ЦГБ;

1988 – зав юношеским сектором ЦГБ;

1995 – библиотекарь ф–ла № 5.

Профессиональные достижения:

1988 – победитель городского и областного конкурсов молодых библиотекарей;

2002 – премия «Инновация» за разработку системы работы с абитуриентами;

2006 – победитель конкурса «За сохранение традиций и внедрение инноваций» в номинации «Библиотечное обслуживание»;

2006 - победитель конкурса «Лучшее учреждение культуры» в номинации «Библиотекарь читального зала»;

Неоднократно награждалась грамотами и благодарностями городского и областного уровня.

 

Елена Темникова: О моей библиотеке

 

Основана 28 декабря 1952 г.

Структура: читальный зал, абонемент, юношеская кафедра, сектор организации досуга.

Статистика: количество читателей –9206 (65% - юношество), посещений – 48000, книговыдачи – 162150 экз. Книжный фонд составляет 69963 экз.

Кадровое обеспечение: 10 специалистов с высшим образованием, 1 – со средне-специальным.

Достижения: 1988 г – звание «Библиотека отличной работы»;                             

2000 г. – лауреат областного конкурса «Библиотека года»

2006 г.- победитель городского конкурса на звание «Лучшая библиотека года»

 

Письмо № 1

Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!

 

Вы просите меня рассказать о своих читательских пристрастиях? Как я рада, что Вам это интересно. Но в то же время Вы поставили меня в тупик. Как же выбрать из всего прочитанного не более десяти произведений?

Как могу я не сказать о полюбившихся в детстве сказках А.С.Пушкина? Ведь я мечтала быть такой же красивой и загадочной как царевна из «Сказки о царевне и семи богатырях». …А как забыть волшебное очарование крестьянскими детьми из рассказов Л. Толстого? Какими родными казались они мне, в то время деревенской девчонке!

 

Потом были «Четвертая высота», «Кортик», «Бронзовая птица», «Дорога уходит вдаль»… Как дороги они мне и по сей день, книги моего детства! Сегодня я читаю их перед сном своему подросшему сыну.

Многие книги, прочитанные в юности, так и остались любимыми на всю жизнь. До сих пор отношусь пристрастно к романам Достоевского, Хемингуэя, Роллана… И в этом я не оригинальна.

 

Пожалуй, Вам будет интересно узнать, каким произведениям современных авторов я отдаю предпочтение? Скажу больше – я слежу за современным литературным процессом. Когда-то, несколько лет назад прочла статью в газете о книжном рынке Москвы, о самых читаемых авторах. И ужаснулась. Потому что многих  фамилий я даже не слышала. И это профессионал-библиотекарь? Я задала себе вопрос: что же я могу посоветовать современному читателю, если в моем профессиональном багаже только «школьный стандартный набор»? Второе мое открытие было не менее ужасающим. Оказалось, что я ограничена в информации и в качественном книжном рынке.  Моя любимая библиотека не имеет доступа в Интернет, не хватает средств на подписку «толстых» журналов.

 

Я разработала первоначальный план действий:

  • Изучить доступный опыт других библиотек в продвижении современной литературы;
  • Начать следить за всеми телепрограммами канала «Культура», касающихся писательства;
  • Купить, наконец-то, домашний компьютер, освоить его и, получить доступ в Интернет.

Должна сказать, что план сработал. Сначала я просто искала новые имена, потом увлеклась самим литературным процессом.

 

Большое спасибо своему коллективу за то, что поддержали мои начинания. Мы проводили анкетирования, опросы, выявляя, таким образом, потребности и уровень информированности наших читателей. Понемногу стали закупать книги. Подружились с книготорговой организацией г. Челябинска «Белая лампа». Большой популярностью сегодня пользуются наши лекции и беседы о современной литературе у старшеклассников и студентов ЗФ ЮУРГУ. Оживились традиционные недели новой книги. Был разработан проект по продвижению лучшей художественной литературы «Читающая молодежь – интеллектуальный ресурс города», который был оценен по достоинству на муниципальном уровне. Сегодня я с гордостью могу сказать, что наша библиотека является лидером по продвижению лучшей современной литературы в городе.

 

Тема современной литературы не проста по той причине, что сама литература не всегда соответствует художественному уровню. Трудно порой выбрать достойных авторов.  Другой аспект – отторжение взрослыми читателями новых направлений и экспериментов в литературе (например, постмодернистов). Но меня это не пугает. Раньше я, приверженец классики и реализма в литературе, даже предположить не могла, что когда-нибудь с упоением буду читать Пелевина и Королева.

 

Постепенно открывались имена, складывалось свое мнение. Часто разговор о современных авторах превращался в дискуссию даже среди коллег-библиотекарей. Тем интереснее, ведь в споре рождается истина.

Я выбрала для Вас несколько произведений, прочитанных в этом году и «зацепивших» моё сердце. Но об этом в следующем письме.

С уважением Темникова Е.А.

 

Письмо № 2

Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!

 

Пишу Вам, потому что именно с Вами хочу поделиться своей радостью. Кто как не Вы оцените по достоинству мой восторг. Сегодня прочла книгу Даниэля Пеннака «Как роман». Об этом авторе я уже знала. Впервые увидела его два года назад в программе Николая Александрова по каналу «Культура». Помню, как поразил он меня рассуждениями о животных, как интересно рассказывал о психологии подростка. Потом мы приобрели для библиотеки его серию романов о господине Малоссене. В Интернете я узнала, что Даниэль Пеннак по образованию педагог и долгое время работал в школе для проблемных детей, детей с задержкой развития. Вот оно откуда, это потрясающее знание детской психологии.

 

Большое спасибо, мсьё Пеннак, за Вашу книгу «Как роман»!  Мы все говорим и сетуем, что  молодежь мало  читает или не читает вовсе. Придумываем разные формы привлечения, проводим исследования, пишем проекты… И пока, на мой взгляд, не добились нужного успеха.

 

Вспомните, с каким упоением ждет маленький ребенок вечерней сказки мамы или папы! «Вот так лежишь, и не можешь уснуть, и думаешь, вспоминаешь – ведь этот вечерний ритуал чтения… был сродни молитве… Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит. Все это давалось даром… Подарок. Минута вне всех минут. Вопреки всему. В той стране все было даром».

 

Когда же настает тот момент, когда чтение превращается в обязанность, пропадает радость от возможности читать? Однако если она потеряна, то не так уж далеко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы.

Читать.

Вслух.

Даром.

 

Читать вслух, даром я буду 1 сентября в День знаний. Обязательно расскажу детям о замечательном французском писателе Даниэле Пеннаке. Расскажу о человеке, который не обвиняет их в том, что они мало читают, который не запрещает смотреть телевизор и играть в компьютер. Он даже дает им право не читать вовсе и право молчать о прочитанном. Он просто рассказывает им свои любимые книги. «Рассказать роман – так несложно. Трех слов иногда достаточно» (Даниэль Пеннак). Мы тоже попробуем рассказывать друг другу книжные истории. Как думаете, нам удастся восстановить потерянную близость?

С уважением Темникова Е.А

 

Письмо № 3

Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!

 

В прошлом письме я писала Вам о книге Даниэля Пеннака «Как роман». На страницах этой книги я встречала много фамилий писателей, в том числе и упоминание и Патрике Зюскинде: «Ваши страницы источают аромат, который щекочет ноздри и нервы».

 

Надо признаться, я неоднозначно отношусь к роману «Парфюмер». Впервые прочла его много лет назад, когда он был опубликован в «Иностранке». И возникло отчуждение. Захотелось смыть с себя этот всепроникающий запах романа. Я осознанно не захотела размышлять о достоинствах и идее этого произведения.

 

И вот стали издаваться книги, на экраны вышел фильм с экранизацией романа. Я решила его перечитать и сравнить свое ощущение тогда еще молодой девушки и сегодняшней женщины  бальзаковского возраста. Читала вдумчиво. Не могу сказать, что что-либо кардинально изменилось. Но чем-то зацепил меня Патрик Зюскинд! Ведь перечитываю! Думаю! Не могу остаться беспристрастной! В конце-то концов,  надо же разобраться в себе и своих пристрастиях!

 

Вы спросите меня, какие вопросы я себе задавала? В чем были сомнения? Я думала, можно ли в наше и так жестокое время делать маньяка героем книги? Не спровоцирует ли это неокрепшую душу того же подростка? Сможет ли он разобраться и вынести из такого нервного накала ароматов главную идею?

 

Сегодня я уверена, что это мощный роман ХХ века. Более того, составляя буклет для юношества «Твоя золотая библиотека» я включила «Парфюмера» в число самых достойных книг. Вот какие слова я там написала: «Книга не для эмоционально-развлекательного чтения. Текст является Предупреждением Сильным людям о том, что развитие и реализация таланта ради таланта бессмысленно. Несчастье и разочарование – самые мягкие слова, которые описывают ощущения в конце такого пути. Драматическая концовка произведения, связанная с самоубийством Парфюмера является уже лишь красивым подтверждающим завершением».

 

Во время недели новой книги, где я уже не первый год общаюсь с читателями, рассказывая и представляя новые книги, я почувствовала, что те, кто читал «Парфюмера, напуганы и одновременно заворожены этим романом. Какое достоинство!

Нужно прийти  в себя после чтения такой литературы. Нужно обязательно прочесть что-либо светлое.

С уважением Темникова Е.А.

 

Письмо № 4

Здравствуйте дорогой мой друг библиотекарь!

 

Как Вы помните, мы хотели поговорить о светлом. Почитайте роман Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Я очень люблю «женскую прозу», хотя не люблю это определение. Читая книги, написанные женщиной,  всегда представляю разговор с подругой. И испытываю восторг, если есть интеллект, новизна, мудрость. Открытие Дины Рубиной пришло немного с опозданием. Сначала я открывала для себя Петрушевскую, Толстую, Улицкую, Полянскую…

 

 

Книга «На солнечной стороне улицы» была первой книгой Дины Рубиной, прочитанной мной. В романе две героини. Одна – сама автор, Дина Рубина. Другая героиня, Вера, родилась в тени. Ее мама была озлобленной женщиной, которой было не до родной дочери. Переплелись судьбы людей, переплелись любовь и ненависть, талант и страсть. Помните, о чем мы рассуждали в прошлом письме? Талант способен не только возвысить, но и уничтожить. Так и мать Веры Катерина, была от природы талантливой актрисой. Но это не спасло ее как личность. Вмешались страсть, нажива, искушение… «Избави нас от искушения…». Но Бог коснулся и маленькой девочки, наградил ее талантом рисовать и дал возможность встретиться с добрыми и талантливыми людьми. Она, как и сама Дина Рубина,  родилась на солнечной стороне улицы. И дело не только в том, что это солнечный Ташкент, шумный, красивый, многонациональный. Кажется, что от страниц веет то вечерней прохладой, то запахами раскаленных улиц. Так образно и любовно можно написать только про город своего детства – самый лучший на свете.

 

Как созвучно оказалось все прочитанное моему сердцу и сознанию! В жизни много света, много солнца. Просто его нужно видеть: в природе, в любимом городе, в книгах, в картинах, в людях. Как молитву я повторяю слова из книги: «Из дому надо выходить с запасом тепла…, - мне до сих пор тепло, благодарение Создателю. Солнечное свечение дня. Солнечная, безлюдная сторона улицы…   Мне до сих пор тепло». Посмотрите, как озаряет лицо светлая улыбка Дины Рубиной.

 

Надеюсь, дорогой мой библиотекарь, что и в Вашей жизни есть солнечная сторона. Может быть это любовь?

С уважением Темникова Е.А.

 

Письмо № 5

Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!

 

Давайте поговорим о любви. Вы не против? И позовем в собеседницы Марину Вишневецкую. Вы не читали ее «А.К.С. (опыт любви)»? Тогда я просто Вам почитаю.

 

Повесть – история любви, опыт отношений героини А.К.С. Она больна раком. Но самые тупиковые из жизненных ситуаций Вишневецкая разрешает в просветление, которое оказывается возможным и для мучительно умирающей женщины, потому что сам человек - это свет.

 

Из опыта любви А.К.С.:

«Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы». Это – слова Иоанна Лествичника. …И я хочу сказать, что эти слова меня оглушили как громом, понимаете… Это же я – сострадательная и милостивая, скорая на слезы и ласковая. Я, которая эти свойства в себе давно знаю… и именно по этим свойствам делаю вывод: значит, я – хороший, сострадательный человек. И вот из шестого века мне раздается голос аввы Иоанна: не поэтому! а потому что! Потому что ты – женщина в самом элементарном, вульгарном смысле этого слова». «… в зеркале видеть себя, такую новую, в коротком атласном халатике – в тот период у меня появились совершенно другие жесты, движения, … я больше уже не была угловатой, как принцесса Диана. И я тогда только поняла, что принц Чарльз, который ей всегда изменял с этой пресловутой Камиллой Паркер-Боулз, с лошадиным лицом да еще к тому же старше него, о чем леди Диана знала с самого первого года супружества, - это он ее сделал пожизненно зажатым подростком. А весь мир смел находить в этом прелесть.

Вот что такое счастливая женщина – которая может пожалеть даже принцессу!».

 

Слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сострадает истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится».

И вот я, глупая, в своей жизни без Бога все еще как будто ищу ну хоть тень того, что не исчезнет, не прекратится вовеки».

Желаю Вам любви, которая не исчезнет и не прекратится.

С уважением Темникова Е.А.

 

Письмо № 6

Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!

 

Любите ли Вы собак? Удивлены?

«Люди заводят собак из самых разных побуждений, причем не всегда из добрых», - так начинается повесть Анатолия Королева «Собака философа». Она тоже о любви.

Вы знаете, я рассказывала об этой повести старшеклассникам. Во время встречи использовала технологию «броуновское движение», когда хаотично передается любой предмет (у кого в руках он оказывается, тот и говорит). Почему я об этом вспомнила? Чтобы сказать Вам, что наше будущее в хороших руках. Не было ни одного школьника, который бы оказался на стороне философа. И не понадобился никакой предмет, чтобы дети говорили.

 

О чем эта повесть? После смерти профессора философии остается его собака, сеттер Атма. Жена профессора отдает собаку приятелю мужа.Недели через полторы герой обнаруживает в кармане пальто конверт, который дала ему жена профессора. Внутри листы, исписанные красивым каллиграфическим подчерком со странным названием «Атма – тоже не человек». В этих записках покойный профессор писал о Шопенгауэре и его собаке.  Как известно, Шопенгауэр очень любил собак. И когда бранил пса, обращался к нему со словами: «Эй ты, человек!». Мысль нашего философа-доцента сводилась к опровержению идей Шопенгауэра о собачьей душе и преданности. Записки заканчивались такими словами: «Если соблюсти чистоту эксперимента, мы увидим, что в трудную минуту твой Атма яростно кусает даже руку хозяина…» Оказывается, философ держал собаку не от любви к животным, а ради эксперимента.

Герой повести Мельников пытается вернуть собаку любовью и заботой. Мучительный и медленный процесс. Все можно искалечить, если не любить: и собаку, и человеческую душу. Есть надежда, что любовь и терпение могут многое изменить в этом мире, что проснется в нас то, что так долго спало: любить как высшее предназначение.

 

«…. Словно чья-то незримая рука остановила его бегство. Пса колотила нервная дрожь, он чувствовал, что с ним происходит необычайное – в нем просыпается голос великого инстинкта: любить человека, и он настойчиво и властно тормозил его постыдный бег. Этот безмолвный голос наполнял его сердце болью за человека, и пес становился тем, чем был назван – Атмой – частью необъятного живого. Ведь он – Атма – существо, любящее беззаветно!!»

 

Во время встречи со старшеклассниками возник такой вопрос: «Не оскорбляет ли Вас очеловечивание животного, это же не сказка?»  Любите ли Вы читать постмодернистские тексты?  Поговорим об этом в следующем письме. 

С уважением Темникова Е.А.

 

Письмо № 7

Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!

 

Итак, о постмодернистах. Не сразу я приняла подобную литературу. Шаг за шагом я постигала науку читать такие книги: читать между строк, порой перескакивая из одной эпохи в другую, а иногда проживать во всех эпохах одновременно; читать, не требуя четкого финала; читать, низвергая бывшие идеалы… Т. Толстая «Кысь», А.Королев «Голова Гоголя», В. Пелевин «Чапаев и Пустота»…

 

Виктор Пелевин, пожалуй, является визитной карточкой российских постмодернистов. Из всего его творчества мне ближе малая проза. Последняя прочитанная книга «Relics». Это сборник рассказов.

Самый любимый - «Жизнь и приключения сарая № XII». Рассказ о жизни сарая номерХ11 на задворках пятиэтажки, возле огородов и помойки. Внутри него хранились новенькие велосипеды, на них сквозь щель падал луч света, и звонки на их рулях блестели загадочней звезд. Сверху висел пластмассовый обруч. Гараж жил своей жизнью, гордился перед соседними гаражами, в которых хранилась кислая капуста, свекла, морковка. Номер Х11 мечтал о свободе, о ветре, когда он на велосипеде покатится по просторам… Соседний гараж ответил на его мечту, что высшее счастье в единении с архетипом гаража.

«-Что, и я тоже должен стараться почувствовать себя гаражом?

-Другого пути нет.

-А что если мне хочется чувствовать себя велосипедом?»

Так и жил он в своих мечтах, любуясь велосипедами, пока летним днем его не продали другому хозяину. Велосипеды продали, а в сарай вкатили бочку с солеными огурцами.

«Страдание увечит. Теперь он был другим, и все в нем было по-другому. В самом центре его души, там, где когда-то покоились омытые ветром рамы велосипедов, теперь пульсировала живая смерть, сгущавшаяся в бочку… Он ощущал брожение гнилого рассола, и это в нем понимались пузыри, чтобы лопнуть на поверхности…Все это было им».

 

Как Вы думаете, должен кто-либо мириться с обстоятельствами, если есть мечта?

Оставляю Вас наедине с этими мыслями.

С уважением Темникова Е.А.

 

Письмо № 8

Здравствуйте, дорогой мой друг библиотекарь!

 

Мечты, надежды. Что мы думаем о своей жизни в начале пути, сбываются ли наши надежды потом?

 

«И идут дни за днями, сменяется день ночью, ночь днем – и не оставляет тайная боль неуклонной потери их – неуклонной и бесплодной, ибо идут в бездействии, все только в ожидании действия и – чего-то еще… И идут дни и ночи, и эта боль, и все неопределенные чувства и мысли, и неопределенное сознание себя и всего окружающего и есть моя жизнь, не понимаемая мной»,- с этих слов Ивана Бунина начинается роман Александра Кабакова «Все поправимо». Когда я прочла эти строки, вдруг подумалось, что кто-то за мной подсмотрел. Ведь я из всех сил пытаюсь доказать самой себе в первую очередь, что все знаю о своей жизни и в душе моей гармония. И вдруг…хватило несколько слов, чтобы взбудоражить мое сознание. Браво Иван Бунин! Браво Александр Кабаков!

 

На душе не стало легче, когда я закончила читать роман «Все поправимо». Почему же я советую Вам его почитать? Владимов, Аксенов, Ефимов, Кабаков… Этот список можно продолжить. Писатели не моего поколения, а поколения моих родителей. Писатели поколения Распутина, Астафьева, Белова. Этих авторов я сразу понимала и принимала. Но Кабаков, Аксенов – это другое ощущение, другое восприятие жизни, любви, другой аромат. Не могу сказать, что лучше, просто другой. Герой романа – зрелый человек, заново переживающий свою жизнь. Все так неоднозначно: я то любила главного героя, то ненавидела, то уважала, то презирала. Вот уж действительно – сладость свободы тесно переплелась с разочарованием, ложью, порушенной дружбой и горечью измен…

 

Кабаков меня «зацепил», и следующими были 12 фантастических – социально-психологических, бытовых, исторических, мистических, сатирических, лирических –  рассказов про Москву и ее обитателей в книге «Московские сказки». Автор выступает в роли сказочника: «В некоторой префектуре…» Есть здесь Лиса и Журавль, Яга да Змей. Прочтите современную мифологию про старый ржавый автомобиль, который внезапно появляется на московских ночных дорогах и из окон которого скалятся длинными кривыми зубами бурые черепа мертвых бандитов, встреча с этим «летучим голландцем» всегда означает беду… Страшно? Москва как источник дьяволизации России. Герои прибывают из провинции в Москву, чтобы встретить свою «сказочную судьбу». Мрачноватые, порой смешные и ироничные сказочки.

 

Очень «мужской» писатель – Александр Кабаков (если так можно сказать). Как будто сходила на свидание с очень умным, по-мужски жестким, но интеллигентным человеком.

С уважением Темникова Е.А.

 

Письмо № 9

Здравствуйте, дорогой мой библиотекарь!

 

Извините, мой дорогой друг, я вынуждена на время прервать нашу переписку. Благодарю Вас за уважение к моим письмам. Хочется верить, что они были Вам интересны. Я старалась выразить в них свое личное отношение к прочитанным книгам. Вы просите поделиться идеями в работе с книгой?

 

 

Если уж говорить о лучшей современной литературе, так в первую очередь необходимо, чтобы подобная литература в библиотеке была! Во-вторых, нужно предоставить библиотекарю доступ к информации о литературном процессе, чтобы он эту информацию переработал, систематизировал и донёс до читателя. В работе с пользователями библиотеки, с теми, кто уже читает, достаточно трех составляющих: качественные фонды, информация и библиотекарь-профессионал. Сложнее привлечь к чтению тех, кто не посещает библиотеку и не любит читать. В этом направлении нужно работать, в первую очередь, с молодежью. Здесь нужно искать, пробовать, не бояться работать за пределами библиотеки. Интересным мне кажется участие библиотекаря даже не обязательно в библиотечных акциях. Я, например, однажды была членом жюри кулинарного конкурса в ПЛ № 40. Мы давно дружим с этим лицеем, и были приглашены на их праздник. Но на праздник я пришла с книгами.

 

Мое твердое убеждение состоит в том, что для продвижения  лучшей художественной литературы должна быть разработана система.

  • Моделирование книжного фонда лучшей художественной литературой;
  • Внедрение в работу библиотеки новых компьютерных технологий, в т.ч. и в продвижение чтения;
  • Библиографическое и информационное обеспечение (разными формами и методами);
  • Рекламные, в т.ч. традиционные выставочные формы работы;
  • Массовая работа, на мой взгляд, должна вестись в двух направлениях: в стенах библиотеки и за ее пределами.
  • Индивидуальная работа.

Более того, скажу Вам, что я разработала проект по продвижению чтения среди молодежи, где постаралась такую систему создать. Но это тема отдельного разговора.

 

Высылаю Вам некоторые мои материалы. Буду рада, если они пригодятся Вам для работы. Еще много осталось недосказано. Поговорим в следующий раз.

 

С уважением и пожеланием успеха Темникова Е.А.

 

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика