английская версия на главную Версия для слабовидящих

Цепкий наблюдатель эпохи

Lyudmila-Ulitskaya21 февраля 1943 года родилась Людмила Евгеньевна Улицкая! Ее творчество является одним из ярчайших явлений современной прозы, привлекающих и читателей и критиков.

 

Писательница выросла в семье ученых: отец был инженером по сельскохозяйственным машинам, мать – биохимиком. После окончания в 1966 году биофака Московского Государственного Университета Людмила Евгеньевна занималась вопросами генетики. «Выбор моей первой профессии был определен яркими впечатлениями детства. Жалкая лаборатория в старом помещении бывшего приюта для сирот, в котором работала моя мама, представлялась мне храмом науки», – призналась Людмила Евгеньевна в одном из интервью.

 

В 1970 году по настойчивому требованию руководства КГБ Людмилу Евгеньевну уволили из института за распространение самиздата. После этого она долго не работала, а в 1979 году начала исполнять обязанности заведующего литературной частью Камерного Еврейского театра. В течение трех лет пишет сценарии для телевизионных программ, пьесы для кукольных театров. Свой драматургический опыт Людмила Евгеньевна Улицкая считает необычайно важным, ведь именно в пьесах она стала особым образом организовывать текстовое пространство.

 

В 1982 году Людмила Евгеньевна уже точно знала, что будет писать. В этом году появились первые рассказы писательницы. Но ее путь в большую литературу был нелегким. Произведения долго оставались неизвестны российскому читателю, хотя за границей они печатались за границей (в США, Израиле, Франции и др. странах), переводились на французский, немецкий, китайский, английский и другие языки.

 

Lyudmila Ulitskaya  SonechkaВсе изменилось в 1992 году, когда на страницах «Нового мира» появилась повесть «Сонечка». Первое книжное детище Людмилы Евгеньевны Улицкой, изданное сначала во Франции на французском языке, и только потом в России на русском, стало ярким литературным событием. В 1993 году книга вошла в список финалистов Букеровской премии. «Сонечка» – книга о любви к жизни, о любви к искусству. Главная героиня имеет редчайший дар уметь любить, этому ее воспитали книги. История героини трогательна: росла, читая книги, выросла, читая книги, и все время была счастлива. Потом на замену книгам появились муж, дочь, дом. Она тоже была счастлива. Она была счастлива даже тогда, когда случилась в семье трагедия.

 

Главная ценность «Сонечки», говорила сама писательница, в том, что в ней выведен и описан тот редкий тип людей, что принимают несчастья не как наказания, не как кару божью. Самое главное – любовь к людям. Только любовь, необъятная, такой редкой чистоты, что она кажется безумием в нашем безумном мире, когда горишь, потому что кому-то будет теплее от твоего огня. И это не презренное осознанное самопожертвование с тайной надеждой на благодарность, умение радоваться и своему счастью, и чужому, как своему.

 

В 1996 году, после публикации романа «Медея и ее дети», Людмилу Евгеньевну Улицкую признали литературным событием года. В Италии это произведение принесло ей премию Джузеппе Ацерби, а также роман был отмечен французской международной премией Prix Medicis Etrager за 1996 год.

 

Lyudmila-Ulitskaya Kazus-KukotskogoВ 2001 году писательница стала лауреатом 10, юбилейного, Букера за роман «Казус Кукоцкого», который по праву считается одним из лучших произведений писательницы. Время действия книги – 1940-60-е годы. Излет сталинской эпохи, разгром генетики, смерть тирана, оттепель, первые джазмены… На фоне всех этих событий писательница рассказывает о жизни гениального врача Павла Алексеевича Кукоцкого, наделенного даром «внутривидения».

 

В 2005 году книга была экранизирована режиссером Юрием Грымовым. Сама Людмила Евгеньевна осторожно относится к экранизации своих произведений. Но была поражена степенью творческой ответственности режиссера Юрия Грымова: «Меня он поразил в ночь перед съемками: режиссер вдруг проснулся среди ночи и понял, что у него первый съемочный день, действие происходит в 1942 году, а все халаты белые. Он поднял всю группу, и они пятнали и желтили халаты». В 2006 году «Казусу Кукоцкого» была присуждена итальянская премия Пенне.

 

Lyudmila-Ulitskaya Daniel-ShtaynЛитературной сенсацией стал следующий роман Людмилы Улицкой – «Даниэль Штайн, переводчик». Главный герой книги, еврей по национальности, c риском для жизни он спасает около трехсот узников гетто. В конце войны приняв крещение, становится католическим священником, уезжает в Израиль, где продолжает служение людям, именно так он понимает свою миссию. Острые вопросы веры являются полноправными героями повествования, хотя Людмила Евгеньевна Улицкая не раз говорила, что она «не богослов и не занимается проповедью, а всего лишь рассказывает об уникальном по своей честности и смелости человеке». «Даниэль Штайн, переводчик» вошел в число финалистов Букеровской премии в 2007 году, а также принес писательнице Национальную литературную премию «Большая книга».

 

Мир детства – одна из главных тем в творчестве Людмилы Евгеньевны Улицкой. Герои, дети, есть во всех произведениях писательницы. Впервые проблему детей она подняла в повести «Сонечка». По мере повествования читатель узнает о невзрачности главной героини, о ее унизительной любви к однокласснику Вите Старостину, о смеющемся над ней старшем брате. Так постепенно вырисовывается картина не радостного детства.

 

Другое детство у дочери Сонечки – Тани. Она становится центром семьи: «С раннего детства все Танины желания были легко удовлетворимы. Любящие родители обычно усердствовали, обычно забегая впереди ее желаний. Рыбки, собака, пианино появлялись едва ли не в тот же день, когда девочка о них заговаривала». Таня вырастает в свободную, знающую себе цену личность. Кроме того, с самого рождения «игра, самостоятельная, не требующая иных участников, была главным содержанием ее жизни». И в дальнейшей своей жизни она не нуждается в ком-либо, кроме себя самой. Но дочь не впитывает в себя то лучшее, что есть в родителях. Изначально талантливая, она никак не может найти применения своему таланту, нигде не может прижиться – ни в семье, ни в школе, ни в браке, ни в стране.

 

Тема детства продолжена писательницей в сборнике рассказов «Бедные родственники», вышедшем в 1994 году. Детство показано, как короткий миг, обрывающийся именно тогда, когда должно закончиться детство Вовочки: «Все произошло мгновенно и напоминало плохой плакат – большой красно-синий мяч резко выкатило на середину дороги, за ним вылетел, как пущенный из рогатки, мальчик, раздался скрежет тормозов чуть ли не единственной проехавшей за все воскресное утро машины». Автор неоднократно подчеркивает безмерную любовь к этому мальчику: «Она (мать) забыла про голубые нежно-шершавые головы мальчиков, их голо торчащие беззащитные уши, тонкие ключицы и синие вены на шеях девочек. Ее острая любовь ко всем этим детям вообще острым лучом сошлась теперь на Вовочке».

 

Дети в произведениях Людмилы Евгеньевны Улицкой отражают мир взрослых. Она признается, что рассказы автобиографичные: «Время моего детства – ужасное, уродливое, полное искажение человеческих душ. Но также это время открытий, узнаваний, время увлечений и разнообразной учебы, всяческих заблуждений, больших потерь и огромных приобретений».

 

Lyudmila-Ulitskaya Medeya-i-ee-deti

Людмила Евгеньевна Улицкая в своих произведениях определяет семью как основополагающую ценность в жизни человека. Сама она в одном из своих интервью признается: «Я точно знаю, что человек вырастает в семье. Он вырастает в стране. Но первое место – семья. Семья – основа всего». Главным достижением Людмилы Евгеньевны Улицкой в раскрытии темы семьи стало написание семейной саги «Медея и ее дети». Это роман о судьбах поколений, управляем мудрой любящей женщиной.

 

Главная героиня Медея Мендес всегда окружена детьми: «бездетная Медея собирала в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников и вела над ними свое тихое ненаучное наблюдение. Поскольку племянников было около тридцати, график составляли еще зимой – больше двадцати человек четырехкомнатный дом не выдерживал».

 

В доме Медеи все дышит детством. Даже дверная коробка «была по бокам вся иссечена зарубками – дети метили рост». Приезжающие в гости взрослые, каждый раз, будто окунаются в свое детство. Дети в семье Медеи представляются как особая страна со своими взаимоотношениями, своими историями, своими тайнами. Мир детства в творчестве Людмилы Евгеньевны – это мир маленьких взрослых, который является копированием жизни родителей. Соответственно и определяет оно дальнейшую жизнь этих детей по принципу либо подражания, либо отталкивания от образа жизни родителей.

 

Людмила Улицкая показывает не просто семью, а целый род. Представители этой семьи живут в разных странах, и создается ощущение, эта семья призвана объединить весь мир: «Семья Синопли была представлена всеми своими ветвями – ташкентской, тбилисской, вильнюсской, сибирской». Через связь поколений в одной семье в этом доме на вершине холма почти физически ощущается связь времен. Прошлое не умирает, оно живет и настигает настоящее и будущее через воспоминания старших, предметы и вещи.

 

У читателя возникает ощущение вечности родовой линии, непрерывных семейных традиций: «Она (дочь) черпала деревянной ложкой из общего котла, положив под ложку, как это делала Медея, кусок хлеба, ела густой, пахучий суп с давно забытым детским чувством голода и поглядывала в сторону, где за отдельным каменным столом сидели малыши». Это была еще одна семейная традиция – кормить детей за отдельным столом.

 

Людмилу Евгеньевну Улицкую не раз называли очень внимательным свидетелем эпохи, ее цепким наблюдателем. Более всего это относится к роману «Зеленый шатер». Роману о поколении тех, кому выпало взрослеть во времена оттепели, выбирать судьбу в шестидесятые, платить по счетам в семидесятые и далее, как получится, у всех по-разному.

 

Lyudmila-Ulitskaya Lestnitsa-YakovaВ центре романа «Лестница Якова» судьбы интеллектуального человека Якова Осецкого рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы — театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии, и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу. В основу сюжета книги легли письма из личного архива писательницы. В 2016 году роман «Лестница Якова» Людмилы Евгеньевны Улицкой был финалистом национальной литературной премии «Большая книга».

 

 

Спрашивайте книги Людмилы Улицкой в Челябинской областной юношеской библиотеке!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Поиск по сайту


STOP-книга!

  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • acter_game_m.jpg
  • akter_kniga_m.jpg
  • balet_m.jpg
  • ceccaris_m.jpg
  • istoriya_kostyuma_m.jpg
  • kak_stat_svesd_m.jpg
  • Pavarotti_m.jpg
  • tabakerka.jpg
  • tri_hita_m.jpg
  • vicokii_m.jpg
  • voylok_m.jpg
  • Zhizn_rasskazannaya_m.jpg
  • ZHZL.jpg

Баннеры

Кольцо НКО Яндекс.Метрика