Печать
Категория: Bookдайвинг
Просмотров: 57

Подготовлено: 15.01.2019

Современная российская проза о театре

Можно ли представить мир без театра? На протяжении всего развития общества человек изображал происходящее в мире на сцене.

История Мельпомены насчитывает тысячелетия, а профессия актера одна из древнейших. Каждая страна в мире имеет свою особенную историю развития театрального искусства, традиции, которые формировались столетиями.

В России уже стало традицией посвящать каждый год решению какой-нибудь проблемы. Вот и 2019 не стал исключением: он посвящен театру.

Почему именно театру? Вероятно, потому, что театр был, есть и будет всегда гордостью России. Михаил Щепкин, Сергей Дягилев, Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Марк Захаров, Юрий Любимов… Можно перечислять до бесконечности фамилии и имена людей, которые сделали русский театр одним из самых лучших в мире.

Нашел отражение русский театр и в художественной литературе. «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Сорока-воровка» А. И. Герцена, «Последний дебют» А. И. Куприна, «Люди театра» В. А. Гиляровского, «Театральный роман» М. А. Булгакова – эти и другие классические произведения хорошо известны читателям. Немало замечательных книг, затрагивающих театральную тему, можно встретить и в современной российской прозе. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

 

Акунин, Б. Весь мир театр : роман / Борис Акунин. – М. : ИД Захарова, 2010. – 160 с.

Все книги Бориса Акунина отличаются друг от друга. Каждая из них передает свою историю, раскрывает атмосферу времени и общества, описываемых в том или ином романе. Вот и книга «Весь мир театр» позволяет нам проникнуть в Россию начала 20 века. Более того, заглянуть в мир театра.

К Эрасту Фандорину обращается вдова Антона Павловича Чехова – Ольга Книппер и просит помочь своей подруге – приме модного театра «Ноев ковчег», которой угрожают не то поклонники, не то завистники. Что это, выдумка актрисы, склонной к истеричности, или ей действительно грозит опасность?

Интересно, что в книге «Весь мир театр», Акунин показывает своего персонажа с непривычной для нас стороны. Вечно сдержанный, одинокий, признающий лишь факты, Эраст Петрович превращается здесь в мальчишку, переживающего любовный опыт. Но, несмотря на то, что детективная линия отходит на другой план, это не мешает сыщику раскрыть преступление.

Некоторые читатели были разочарованы романом, сетуя на отсутствие стремительного и пугающего детективного сюжета, которого они привыкли ждать от каждой новой книги «фандориады». И в самом деле, здесь нет ни леденящего ужаса «Коронации», ни лихого авантюризма «Любовника смерти», ни мрачного изящества «Декоратора», ни эпического размаха «Алмазной колесницы»… А что есть? Есть осенняя грусть, предчувствие близкого конца великой эпохи и трепет последней любви.

 

Вернер, Е. Верни мои крылья! : роман / Елена Вернер. – М. : Эксмо, 2015. – 384 с.

«Верни мои крылья!» - история девушки, которой судьба в свое время преподнесла серьезное испытание. В связи с этим Ника, так ее зовут, решила уехать из своего родного города, чтобы начать жизнь заново, жизнь невидимки. Устроившись кассиром в одном небольшом московском театре, она пытается избегать любого контакта с людьми и счастливо живет в своем мирке. Но, не смотря на это, она знает все секреты и тайны своих театральных коллег, безошибочно определяет любое изменение в их настроении и даже физическом состоянии. Однажды в ее квартире раздается телефонный звонок, который полностью меняет жизнь Ники...

Изюминка книги – сны главной героини, связанные с пантеоном Олимпийских богов. И эти сны, где она выступает в роли богини Ники, приведут ее к разгадке творящихся в театре страшных вещей.

Кто-то из читателей решит, что книга Елены Вернер - это любовный роман, другие – детектив. На самом деле перед нами психология человеческих отношений в рамках небольшого московского театра. Этакий муравейник, который легко разрушить: стоит только воткнуть в него палку и хорошенечко поворошить ею. Вот только кто управляет этой палкой и предстоит узнать Нике.

Несмотря на то, что в книге очень мало диалогов, больше размышлений героини, читается она легко. К плюсам романа можно также отнести отличный слог, неоднозначность героев, капельку мистики и описание любви главной героини, любви большой, чистой и искренней.

 

Рубина, Д. Синдром Петрушки : роман / Дина Рубина. — М. : Эксмо, 2010. - 432 с.

Роковая наследственность, возвышенная любовь, истинная дружба… В книге Дины Рубиной «Синдром Петрушки» найдется всё. Но главной в романе стала неисчерпаемая, почти мистическая, тема взаимоотношений человека и куклы.

Кукла как человек и человек как кукла, излюбленное сравнение поэтов всех времен, получило новую жизнь в виртуозном обрамлении живописного письма замечательной писательницы.

В своей книге Дина Рубина раздвигает занавес и показывает мир кукольного театра изнутри. Скользкие ухищрения, маневры, к которым прибегают кукольники в театрах, тяжёлая работа с попытками сойтись с куклой и сделать ее частью себя, продолжением своих рук - та изнанка, которую узнаёшь с каждой страницей.

При этом автор поднимает в своем романе сложные темы. Кто мы в этом мире? Самостоятельные люди или марионетки в умелых руках кукольника? Кто дергает за ниточки? Может, мы всего лишь участники представления, в котором нам отведены определенные роли? Способны мы оборвать нити и двигаться сами или обречены следовать воле кукловода?

Если вы любите книги о неординарных людях с необычным взглядом на мир, то эта книга для вас.

 

Устинова, Т. Шекспир мне друг, но истина дороже : роман / Татьяна Устинова. - М. : Эксмо, 2015. - 2015 с. - (Татьяна Устинова. Первая среди лучших).

Мир театра всегда вызывает повышенный интерес у читателей, a уж детективная составляющая и разборки за кулисами еще больше подхлестнут это любопытство.

В крупный областной центр приехали маститый и молодой режиссеры, чтобы записать радиоспектакль местного театра. Вроде все просто - ставь микрофоны и жми на кнопку. Но не тут-то было…

В театре начинает твориться настоящая чертовщина с убийствами, отравлениями, поджогами и прочим. И столичные гости против воли вынуждены были ввязаться в расследование, которое закручивается так, что даже главные герои уже не понимают, где реальность, а где вымысел и кто управляет игрой. Но это далеко не все, что происходит во время их командировки, поначалу обещавшей быть приятным отдыхом…

Убийство в театре - сюжет не новый в литературе, но книгу Татьяны Устиновой отличают увлекательность сюжета, яркие образы и очень теплые отношения главных героев друг к другу.

Некоторые читатели обвиняют автора в предсказуемости ряда сюжетных линий. Да, возможно, книга проста и наивна. Но, после её прочтения остаётся приятное послевкусие, и начинаешь верить в хорошее. А это совсем немаловажно.

 

Чижова, Е. Крошки Цахес : роман / Елена Чижова. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 224 с.

«Бедный Цахес! Пасынок природы! Я желала тебе добра. Верно, было безрассудством думать, что внешний прекрасный дар, коим я наделила тебя, подобно лучу, проникнет в твою душу и пробудит голос, который скажет тебе: «Ты не тот, за кого тебя почитают, но стремись сравняться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но внутренний голос не пробудился», - так говорила добрая фея Розабельверде из сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Крошка Цахес».

Так может позволить себе сказать о своих выросших учениках безымянная учительница Ф. ленинградской элитной английской школы из романа Елены Чижовой «Крошки Цахес». Она хотела оградить своих учеников от несправедливости реальной жизни, уберечь от несовершенства мира при помощи шекспировского театра. Именно в нём педагог видела настоящие страсти, настоящую жизнь.

При этом учительница вовсе не заигрывала с учениками, она была строгой с ними, а порой и суровой. Но оно того стоило: драмкружок, организованный ею, восхищал и школьную администрацию, и более высокое начальство, и иностранных делегатов. Старшеклассники под её руководством играли пьесы Шекспира на английском языке, производя фурор за фурором. Внешне всё прекрасно! Но…

Произошли ли за это время изменения во внутреннем мире ребят? Не предадут ли они своего учители при первой же проверке? Не забудут ли они того добра, которое для них сделали? Не предпочтёт ли каждый из них остаться уродливым, злым и завистливым Цахесом? Вопросов много. И ответы на все эти вопросы в книге есть. Ну, или почти на все…