Печать
Категория: БиблиоПрофи
Просмотров: 2217

Характерной особенностью музыкальной культуры сегодняшнего времени является многообразие её пластов и стилевых направлений. Одно из них – рок-музыка, уже давно ставшая неотъемлемой частью современной музыкальной жизни. Ритмичные аккорды, динамичная музыка, басы, созвучные со стуком сердца… Мы вслушиваемся в них и подпеваем энергичным музыкантам. В то же время, являясь одним из направлений современной музыки, рок-музыка одновременно стала способом самовыражения молодежи, ее стилем и образом жизни, средством общения.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл до рок-опер, сочетающих в себе рок и оперную музыку. Опера дала возможность рок-музыке решать серьёзные темы, используя драматургические приёмы, и при этом сохранить присущую рок-музыке яркую театральную зрелищность.

А знаете ли вы, что первые рок-оперы появились ровно пятьдесят лет назад?

Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы «The Who». Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Tommy» («Томми»), на обложке которого впервые значилось название нового жанра, а весь альбом составлял единый концептуальный перформанс.

В нашей стране лишь в середине 1970-х годов было представлено на суд зрителей первое творение данного жанра. Это была рок-опера «Орфей и Эвридика». Одним из первых в СССР коллективов, рискнувших проявить себя в жанре, запрещенным в то время в нашей стране, был ВИА «Поющие гитары», хиты которого в популярности могли соперничать с легендарными The Beatles.

В 1975 году на базе этого ансамбля был основан театр «Рок-опера», как антипод классической опере. Сегодня это единственный в России музыкальный театр для молодёжи, целью которого является не только культурный досуг, но и культурное воспитание современного молодого зрителя, диалог о вневременных общечеловеческих ценностях, ведущийся на близком и понятном молодому поколению языке современной музыки и эстетики театрального действия.

Жанр рок-оперы, и в целом современного музыкального спектакля, очень молод. В отличие от драматических и классических музыкальных театров, репертуар произведений этого направления сравнительно невелик.

И мы предлагаем вам познакомиться с пятью самыми известными мировыми и российскими рок-операми, покорившими сердца зрителей.

«JESUS CHRIST SUPERSTAR» («ИИСУС ХРИСТОС – СУПЕРЗВЕЗДА») (1970)

«Иисус Христос – суперзвезда» является легендарным произведением Эндрю Ллойда Уэббера, и спустя десятилетия не теряет своей актуальности.

Самой популярной книгой в истории человечества была и остаётся Библия. В 1970 году молодой, еще мало кому известный композитор Эндрю Ллойд Уэббер совместно с другом, писателем и драматургом Тимом Райсом, решил заново рассказать историю Иисуса Христа – посредством рок-песен.

Сюжет рок-оперы основывался на евангельских повествованиях и охватывал период от въезда Иисуса в Иерусалим до его распятия на Голгофе. В своём либретто Райс в основном следовал евангельским текстам, однако при этом по-своему трактовал многие ключевые моменты Нового Завета. В частности, роль ведущего персонажа была отдана Иуде, представленном рациональной и последовательной личностью в противовес чересчур эмоциональному и не вполне понимающему цель собственной жертвы Иисусу. Уэббер и Райс долго спорили насчет завершения рок-оперы. По мнению, Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции.

В первых постановках роль Иисуса Христа была отдана легендарному певцу и солисту группы Deep Purple Иэну Гиллану. Партия Спасителя стала одной из самых впечатляющих страниц в биографии музыканта.

Пережив не одну постановку в разных странах мира, в том числе и в России, кроме того дважды экранизированная, рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» и по сей день пользуется фантастической популярностью у любителей театра и рок-музыки.

При этом ни одна другая рок-опера не снискала такой скандальной славы как эта. С момента создания произведения не проходило, кажется и года, чтобы где-нибудь постановку не требовали запретить «оскорбленные» содержанием оперы верующие. Однако как бы тот или иной слушатель не воспринимал это музыкальное творение с религиозной точки зрения, нельзя отрицать того, что Уэбберу и Райсу удалось создать настоящий шедевр в мире музыки.

«The Wall» («Стена») (1979)

Говоря о зарубежных рок-операх, как не вспомнить о ещё одной культовой вещи? Разумеется, это «The Wall» («Стена») от группы «Pink Floyd». Ее главным лейтмотивом стало место человека в современном обществе. Стена как символ преграды между людьми, которую они должны разрушить. Основным автором альбома стал басист и вокалист группы Роджер Уотерс, написавший материал на основе собственных переживаний.

В центре повествования главный герой – Пинк Флой, который растёт без отца под параноидальной опекой матери и сталкивается с жестоким миром в лице подавляющих личность учителей, что не может не отразиться на его дальнейшей истории. Так и не сумев со временем привыкнуть к суровым реалиям мира, Пинк оказывается на грани жизни и смерти и понимает, что справиться с ситуацией можно только разбив стену отчуждения между людьми.

Музыканты в «The Wall» сделали очень важную вещь – показали, что рок-опера это не только развлекательный жанр, что он может быть и экспериментальным, и философским, и многогранным в своём восприятии и интерпретации.

В конце 1979 года «Стена» наконец-то была «достроена» и отдана в виде двойного альбома на суд слушателей. Эта квинтэссенция отчаяния и самоанализа стала последним ярким достижением группы, записанным в ее «золотом» составе.

Столь впечатляющее полотно, как «Стена», безусловно, требовало соответствующего театрального и кинематографического воплощения. Постановка рок-оперы на сцене далась Уотерсу нелегко. Извечное стремление группы к совершенству в сочетании с максимализмом Роджера требовало немалых затрат. Ведь представление включало в себя и создание гигантских надувных марионеток, и полет радиоуправляемой модели истребителя, врезающегося в сцену, и главное – постройки самой настоящей стены высотой свыше 12 метров из больших легких белых кирпичей. Поэтому-то в начале 1980-х годов было всего шесть представлений «Стены» (в США, Англии и ФРГ).

В 1982 году альбом был экранизирован режиссёром Аланом Паркером, который совместно с Уотерсом снял довольно абстрактное кинополотно с сюрреалистическими анимационными вставками и музыкой Pink Floyd за кадром.

Фильм произвел на многих зрителей неизгладимое впечатление. К прекрасной музыке, талантливым стихам и потрясающей мультипликации Скарфа наконец-то был дан связный, убедительный и достаточно адекватный видеоряд. После фильма Паркера к «Стене» было уже трудно что-либо добавить.

«Орфей и Эвридика» (1975)

Бум рок-опер на Западе не мог остаться без внимания в СССР: услышав все ту же «Jesus Christ Superstar», художественный руководитель ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев обратился к композитору Александру Журбину, который вместе с либреттистом Юрием Димитриным создал современный вариант мифа об Орфее и Эвридике. Однако легенда и либретто оперы – это две совершенно разные истории. Юрий Димитрин рассказал зрителю историю всепобеждающей любви, способной возвратить человека из ада. Надо отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер. Так в 1975 году в СССР появилась рок-опера «Орфей и Эвридика».

Худсовет отнесся к работе с энтузиазмом, однако, чтобы избежать запретного тогда слова «рок», ее переименовали в «зонг-оперу» (от нем. der Song – «эстрадная песенка»), позаимствованным из драматургии Бертольда Брехта. Но суть от этого не менялась – «Орфей и Эвридика» стала первым лучом восходящего солнца русского рока.

Рок-опера имела ошеломительный успех. Исполнение Орфея, партию которого спел Альберт Асадуллин, и Эвридики – будущей эстрадной звезды 80-х Ирины Понаровской, а также участие оперного баритона Богдана Вивчаровского обеспечило музыкальному произведению долгую жизнь. Но, несмотря на огромную популярность, спектакль ни разу не был показан за границей. Однако при этом был награжден зарубежным дипломом British Musical Award «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки».

За все время рок-опера «Орфей и Эвридика» пережила множество театральных постановок, часть из которых были… балетом. Основой балетных спектаклей, поставленных на сценах пермского, харьковского и самаркандского театров оперы и балета, а также Ленинградского Малого оперного театра, стала фонограмма с записью оперной версии «Поющих гитар».

В 2003 году рок-опера «Орфей и Эвридика» была внесена в книгу рекордов Гиннеса за невиданный доселе результат: на момент регистрации рекорда мюзикл, как определили жанр «Орфея» на Западе, исполнялся одним коллективом в 2350-й раз.

«Юнона» и «Авось» (1981)

Рок-опера «Юнона и Авось» композитора Алексея Рыбникова – без преувеличения самая известная российская постановка в стиле рок. Сравниться с этой потрясающей музыкой по красоте, экспрессии и силе воздействия на зрителя до сих пор не может ни одно отечественное музыкальное произведение этого жанра.

В основу либретто была положена поэма Андрея Вознесенского «Авось», посвященная трагической истории любви русского графа Николая Резанова к молодой испанке, дочери коменданта Сан-Франциско Кончите Аргуэльо. Правда, для того чтобы придать спектаклю формат рок-оперы, Вознесенскому пришлось досочинить несколько новых сцен и сольных арий. Поскольку словосочетание «рок-опера» в то время было запрещено, авторы представили произведение как «современную оперу».

Премьера рок-оперы состоялась в 1981 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, и сразу же после выхода стала самым обсуждаемым событием в культурной жизни столицы. А через 2 года после премьеры рок-оперы знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «Юнону и Авось» французской публике в театре «Эспас Карден». Затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: США, Германия, Голландия… Не последнюю, если не первую роль в успехе спектакля играли безмерный талант, энергетика и харизма исполнителей главных ролей – Николая Караченцова и Елены Шаниной.

Рок-опера «Юнона и Авось» успешно прошла испытание временем. За 35 с лишним лет спектакль выдержал более двух тысяч представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом на подмостках «Ленкома». В разное время главные роли кроме названных артистов исполняли такие актеры театра, как Дмитрий Певцов, Виктор Раков, Анна Большова, Алла Юганова. Однако при всех достоинствах последующих составов дуэт Николая Караченцова с Еленой Шаниной, по отзывам большинства зрителей, так и остался непревзойденным по своей бешеной энергетике. Недаром хит «Я тебя никогда не забуду» в этом исполнении до сих пор не теряет популярности.

Летом 2009 года во Франции, на международном фестивале Пьера Кардена, Театр Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось», которая прошла с грандиозным успехом. Полная авторская версия Алексея Рыбникова является серьезной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

«TODD» (2012)

Из последних творений российских музыкантов на ниве рок-опер в первую очередь хочется выделить зонг-оперу ужасов «TODD» группы «Король и Шут», которая является первым панк-рок-мюзиклом, звучащим в театре.

Основой сюжета музыкального произведения стала старинная английская легенда о безумном цирюльнике Суини Тодде, быть клиентом которого было весьма небезопасно. Этот мрачный персонаж, о реальности которого историки спорят до сих пор, уже не одно столетие вдохновляет художников на создание литературных произведений, фильмов и спектаклей. Идея пересказать эту историю в стилистике панк-рока принадлежит бывшему лидеру группы «Король и Шут» – Михаилу Горшеневу. Оригинальное либретто для «TODD» написали Михаил Бартенев и Андрей Усачев, превратив мрачного убийцу Тодда в изгоя-романтика, который стремится восстановить нарушенную справедливость.

При этом зонг-опера «TODD» не просто концерт группы «Король и Шут», и даже не просто театральное представление (в постановке задействованы профессиональные драматические актеры, балет и хор), это смелый эксперимент, который вместил в себе и рок-песни, и театр, и современные веяние искусства с использованием паркура и граффити. Спектакль проходит под живое музыкальное сопровождение музыкантов группы «Король и Шут», которые на протяжении всего спектакля находятся на сцене за большой стеклянной стеной, являющейся эффектной частью декораций мюзикла.

Театральная премьера, которую предварил выход двойного альбома «TODD» с участием известных рок-музыкантов, а роль рассказчика исполнил Вениамин Смехов, состоялась в ноябре 2012 года в московском Театре киноактера. Главную роль в мюзикле исполнил фронтмен группы «Король и Шут» Михаил Горшенев. Следует заметить, что зонг-опера «TODD» – не легкий спектакль, чтобы приятно провести вечер. Это произведение заставляет задумываться над извечными вопросами и сопереживать героям произведения. При этом трудно однозначно сказать, кто здесь – герой, кто – подлец, кто – жертва, кто – палач.

После ухода в 2013 году Михаила Горшенева из жизни участниками группы и компанией «Театральное дело» было принято решение сохранить театральную постановку «TODD». В настоящий момент роль маньяка-парикмахера Суинни Тодда играет музыкант Роберт Остролуцкий.

В течение нескольких сезонов зонг-оперу можно было увидеть только на подмостках Москвы и Санкт-Петербурга. В 2019 году создатели «TODD» анонсировали появление туровой лайт-версии мюзикла, и теперь с ним смогут познакомиться жители многих городов РФ, в том числе и челябинцы.

 

Источники:

«Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://soundtimes.ru/myuzikly/iisus-khristos-superzvezda

«Иисус Христос – суперзвезда» – шедевр, ставший легендой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vmiremusiki.ru/rok-opera-e-l-uebbera-iisus-xristos-superzvezda.html

Макарова, А. Орфей и Эвридика [Электронный ресурс] // Мюзиклы. Ru. – Режим доступа: http://musicals.ru/world/world_musicals/orfey_i_evridika

PINK FLOYD – история альбома «The Wall» («Стена») (1979) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kursivom.ru/pink-floyd-история-альбома-the-wall-стена-1979.

Рок-опера «Юнона и Авось»: содержание и история [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/108104/rok-opera-yunona-i-avos-soderjanie-i-istoriya.

Суини Тодд как романтический герой в зонг-опере «TODD» панк-рок группы «Король и шут» [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал European Student Scientific Journal. – Режим доступа: http://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=417.

«Юнона и Авось». 10 фактов об истории любви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/121064/yunona-i-avos-10-faktov-ob-istorii-lyubvi.